Вернуться к обычному виду




Итоги реализации ПНП Здоровье за 2006 г. на территории Удмуртской Республики



Для эффективности реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 году был проведен ряд организационных мероприятий и приняты норматиквно-правовые документы:

  • Соглашение Правительства Удмуртской Республики и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взаимодействии в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
  • План мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2007 гг.
  • Сетевой график мероприятий по реализации в Удмуртской Республики приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
  • Распоряжение Правительства Удмуртской Республики № 1348-р от 26.12.2005 г. О создании Координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов
  • Постановление Правительства Удмуртской Республики № 81 от 11.07.2006 г. «О порядке осуществления денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи».
  • 46 приказов Министерства здравоохранения УР
  • 30 соглашений между Министерством здравоохранения УР и Администрациями муниципальных образований

Ресурсы здравоохранения

Система здравоохранения Удмуртской Республики представлена 113 объединенными больничными учреждениями, 57 самостоятельными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 13 диспансерами, 11 санаториями, в том числе сельское здравоохранение - 23 центральными районными и 47 участковыми больницами, 677 ФАПами.

В учреждениях здравоохранения работают 7275 врачей и 17415 средних медицинских работников.
Сохранение здоровья населения, отражающего социально-экономическое и гигиеническое благополучие, экономический и трудовой и культурный потенциал общества, сегодня является приоритетным направлением государственной политики. Органы власти республики, работники всех лечебно-профилактических учреждений предпринимают немало усилий по укреплению системы охраны здоровья населения.

В республике закрепляется тенденция к улучшению демографической ситуации. Регистрируется уменьшение общей и младенческой смертности, продолжается увеличение рождаемости. По данному показателю Удмуртия на 1-м месте в Приволжском Федеральном округе. Это ощутимые результаты в работе системы охраны материнства и детства.
Младенческая смертность в 2006 году снизилась до 10,3 на 1000 живорожденных, что на 11,2% ниже уровня предыдущего года. Общая смертность населения в 2006 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 8,4%, и составила 14,2 на 1000 жителей. Наиболее существенное снижение смертности произошло в Ижевске, Можге, и 5 районах, где она значительно меньше, чем в среднем по Удмуртии. Рождаемость в Республике за прошедший год возросла с 11,1 до 11,4 на 1000 населения, и этот показатель традиционно выше среднефедерального уровня, и один из лучших в Приволжском Федеральном округе. Наиболее заметно рождаемость увеличилась в 7 районах, где она превышает среднереспубликанский уровень.

В результате такой динамики смертности и рождаемости естественный прирост населения в 2006 году составил (-2,8) на 1000 населения, против (-4,4) в предыдущем году, и достиг наилучшего уровня за последние 9 лет.

Развитие первичной медицинской помощи

1. Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей терапевтов участковых и врачей педиатров участковых

В республике сложилась стройная система подготовки и переподготовки медицинских кадров. Молодые специалисты это выпускники Ижевской государственной медицинской академии, Ижевского медицинского колледжа и медицинских училищ в гг. Глазове, Можге, Воткинске, Сарапуле.
Постоянно совершенствуется система аттестации медицинских кадров. При министерстве здравоохранения Удмуртской Республики функционирует аттестационная комиссия.
2006 г.- 52 % врачей и 63,2 % средних медицинских работников имеют квалификационные категории.
Более 245 медицинских работников отмечены различными государственными и отраслевыми наградами Российской Федерации и Удмуртской Республики.
В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Министерством здравоохранения Удмуртской Республики выполнен договор с Ижевской государственной медицинской академией о совместной работе по подготовке врачей первичного звена для Удмуртской республики.
За 2006 год повысили квалификацию 333 врача первичного звена здравоохранения при плане 71 человек, закончена переподготовка 31 врача по специальности «общая врачебная практика» на базе ИГМА.
Работать в первичном звене стало престижно. Для такой оценки есть все основания - в 2006 году направлено работать в амбулаторное звено 56 выпускников ИГМА. Укомплектованность кадров первичного звена возросла до 93% от числа штатных должностей, снизился коэффициент совместительства в участковой службе поликлиник с 1,4 до 1,09, т.е. у врачей появилось время на профилактическую работу.
Удалось активизировать проведение работ по созданию общей врачебной практики: количество участков возросло с 3 (в 2005 г.) до 22 (2006 г.). В 2007 году планируется активизировать подготовку и внедрение в республике общей врачебной практики, особенно в сельских районах. С этой целью Министерством здравоохранения в течение этого года на базе одного из районов будет отработана методология работы этих специалистов для внедрения опыта в других муниципальных образованиях.

2. Осуществление денежных выплат врачам общей (семейной ) практики, врачам терапевтам участковым, врачам педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей терапевтов участковых, врачей педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики с учетом объема результатов их деятельности.

С 1 января 2006 года всем участковым врачам терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики и медицинским сестрам участковых врачей установлены надбавки стимулирующего характера к заработной плате - в размере 10 тысяч рублей (для врачей) и 5 тысяч рублей (для медицинских сестер). На эти цели в Удмуртскую Республику в течение 2006 года поступило и израсходовано 205,5 млн. рублей средств бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для решения задачи приоритетного национального проекта «Здоровье» в части осуществления дополнительных денежных выплат медицинским работникам впервые был введен полицевой счет медицинских кадров первичного звена, установлен поименный перечень лечебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь. Приведена численность обслуживаемого населения к требуемым нормативам.
Численность медицинских работников, включенных в регистр:
врачи-терапевты участковые - 571; врачи-педиатры участковые 399, врачи общей практики - 24; медицинские сестры участковые врачей-терапевтов участковых -638, медицинские сестры участковые врачей-педиатров участковых -409, медицинские сестры врачей общей практики - 15.
Средняя заработная плата медицинского персонала возросла в 2,7 раза у участковых врачей и составила - 14912 руб., в 2,3 раза у участковых медицинской сестер - 8543 рубля (в 2005 г. средняя заработная плата участкового врача - 5606 руб., участковой медицинской сестры - 3759 руб.).
Министерством здравоохранения Удмуртской республики утверждены Временные рекомендации по критериям оценки эффективности работы медицинского персонала.
За текущий период наблюдается улучшение показателей работы врачей поликлиники в сравнении с аналогичным периодом 2005 года. Увеличились доля посещений на дому (%) с 4,0 (2005 г) до 5,4 (2006 г.), доля посещений с профилактической целью с 31,9 до 33,1 соответственно, среднее число посещений к врачу на 1 жителя с 10,2 (2005 г) до 10,4 (2006 г.). Уменьшилось количество вызовов скорой медицинской помощи с 285,4 (2005 г.) до 267,0 (2006 г.)
Начиная со второго полугодия 2006 г. осуществляются ежемесячные денежные выплаты к заработной плате медицинским работникам ФАПов и станций (отделений) скорой медицинской помощи. На эти цели направлено 60,0 млн. средств федерального бюджета.
Средняя зарплата медработников ФАПов возросла в 1,6 раза и составила 6223 руб. (в 2005 г. - 3960 руб.), врачей скорой медицинской помощи в 1,5 раза и составила 12966 руб. (в 2005 году - 8627 руб.), среднего медперсонала скорой помощи в 1,3 раза и составила 7132 руб. (в 2005 г. - 5218 руб.)

3.Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений

Эффективная работа амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) невозможна без современного оборудования. До настоящего времени оборудование значительной части амбулаторно- поликлинических учреждений эксплуатировалось 15-20 лет и морально устарело.
В 2006 году для Удмуртской Республики была определена квота федеральных средств в размере 160,5 млн. рублей на диагностическое оборудование и 41,0 млн. рублей на автомашины скорой медицинской помощи.
Диагностическое оборудование для учреждений первичного звена здравоохранения Республики поступило с мая 2006 года досрочно по просьбе
Министерства здравоохранения Удмуртской Республики и до декабря 2006 года доставлено, установлено в полном объеме- 251 единица диагностического оборудования и 71 единица санитарного автотранспорта.

4. Оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями

В Удмуртской Республике 2 станции и 27 отделений скорой медицинской помощи. Более 193 врачебных бригад и 225 фельдшерских бригад скорой медицинской помощи выезжают по срочным вызовам к населению круглосуточно. Скорая медицинская помощь ежегодно оказывается более чем 500 тыс. человек.
На оснащение станций и отделений скорой медицинской помощи Удмуртской Республики в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 г. были запланированы поставки санитарного автотранспорта на сумму 41,0 млн. руб.
Поставка 71 единицы санитарного автотранспорта по плану Министерства здравоохранения и социального развития РФ начата с 1 октября и до 1 декабря 2006 года в республику поставки завершены в полном объеме.

Приоритетное развитие профилактической направленности в системе охраны здоровья

1. Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ

В республике на 12.03.2007 г. зарегистрировано 2855 ВИЧ-инфицированных, в том числе 28 детей до 14 лет. Ежедневно в России регистрируется 100 новых случаев ВИЧ-инфекции.
Реализация программных мероприятий позволяет сдерживать темпы распространенности ВИЧ-инфекции. В 2006 году заболеваемость ВИЧ-инфекцией составила 169,9 на 100 тыс. населения, что в 1,4 раза ниже, чем в Российской Федерации.
Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции в 2006 году проводились в рамках республиканской целевой программы «Анти-ВИЧ/СПИД», объем финансирования которой составил 11,8 млн.руб. и приоритетного национального проекта «Здоровье», за счет которого в республику поступило 942 набора тест-систем для диагностики ВИЧ на сумму 9,7 млн.руб. и 930 упаковок антиретровирусных препаратов на сумму 2,4 млн.руб.
За 2006 год фактически обследовано 184,7 тыс. человек (102,6% от плана), в том числе с начала 2006 года в рамках Республиканской целевой программы «Анти-ВИЧ/СПИД» на 2004-2008 гг. - 108,28 тыс. человек.
Получили согласно плану лечение антиретровирусными препаратами 65 ВИЧ - инфицированных, в том числе 6 детей в полном объеме. Кроме того, проведено профилактическое лечение 56 беременных, 58 новорожденных. Раннее лечение ВИЧ - инфицированных беременных и новорожденных позволяет снизить риск передачи вируса от матери ребёнку до 2-3%.

2. Иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» предусматривается увеличение числа лиц, подлежащих вакцинации против краснухи, гепатита В и гриппа.
Вакцинация против этих заболеваний включена в Национальный календарь профилактических прививок.
Предусмотрено также приобретение инактивированной вакцины для профилактических прививок против полиомиелита детей, имеющих хронические заболевания.
План по дополнительной вакцинации в 2006 году выполнен. Вакцинацией против гриппа и против краснухи охвачено 100 % от числа подлежащих.
В рамках республиканской целевой программы «Вакцинопрофилактика» дополнительно были закуплены в 2006 году менингококковая вакцина, антирабический иммуноглобулин, антирабическая вакцина, вакцина против гепатита А, дополнительно приобретено за счет республиканского бюджета 24 тысячи доз вакцины против гриппа.

3. Обследование новорожденных детей на галактоземию и адреногенитальный синдром

Неонатальный скрининг (массовое обследование новорождённых) является одним из эффективных способов выявления наиболее распространённых врождённых и наследственных заболеваний.
По обследованию новорожденных на наследственные заболевания обучены в Московских научно-исследовательских институтах специалисты-генетики, согласно плану Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В республику поступили все запланированные в 2006 г. тесты на сумму 5,8 млн.руб.
По данным Комитета по делам ЗАГС за год родилось 17719 детей, что на 408 больше, чем в 2005 году.
За 12 мес. 2006 года обследовано 17376 новорожденных на гипотириоз, фенилкетонурию (99,09% от числа родившихся). В июне 2006 года в республику в рамках приоритетного национального проекта поступили тесты на муковисцидоз, адреногенитальный синдром и за 7 мес. обследовано на адреногенитальный синдром 10238 новорожденных, или 99,08% от числа родившихся, на муковисцидоз 10226 новорожденных (98,96% от числа родившихся) выявлено 5 случаев наследственных заболеваний (2 - адреногенитальных синдрома, 2 случая врожденного гипотириоза, 1 муковисцидоз)
Эта работа выполнена в полном объеме и продолжиться в 2007 году.

4. Родовые сертификаты

Работа по родовым сертификатам (стоимость одного сертификата 7 тыс. руб.) велась совместно с фондом социального страхования. В 2006 г поступило 117, 5 млн.руб. средств федерального бюджета в женские консультации и родильные дома. Эти средства направлены на повышение заработной платы медработников родовспомогательных учреждений, приобретение дорогостоящих медикаментов, оборудования.
Средняя зарплата в роддоме у врачей возросла в 2 раза, у среднего медперсонала в 1,5 раза; в женских консультациях у врачей в 1,7 раза, у среднего медперсонала в 1,5 раза.
Имеются положительные тенденции в работе службы родовспоможения республики:

  • число посещений беременными женских консультаций увеличилось в среднем с 10 до 12 посещений за период наблюдения;
  • охват беременных женщин ультразвуковым обследованием составляет в республике 99%, что позволило на 20,0% увеличить выявляемость пороков развития плода;
  • доля женщин, вставших на учет по беременности в ранние сроки, увеличилась в среднем на 8,0%;
  • активизировалась работа по профилактике абортов и формированию позитивного настроя на деторождение, что позволило на 25% снизить показатель абортов в республике;

По анонимному анкетированию в женских консультациях и родильных домах на 20,0% улучшилась оценка качества оказания медицинской помощи.

5. Дополнительная диспансеризация работающего населения

Диспансеризация направлена на раннее выявление и эффективное лечение социально значимых заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения, а именно сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, туберкулёза и др.
За 2006 года проведена диспансеризация 25,9 тыс. человек бюджетной сферы или 100% от числа подлежащих. В лечебно-профилактические учреждения направлено из УТФОМС 10,6 млн. рублей федеральных средств.
Объем финансовых средств, перечисленных медицинским учреждениям за медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, составляет 32,3 млн. рублей. Всего проведены медосмотры 57,3 тыс. человек или 106% от числа подлежащих. Кроме того, от дополнительной диспансеризации работающего населения поступило в больницы 2 млн. 762 тыс. рублей.
Итоги свидетельствуют, что чем активнее проводится диспансеризация населения и своевременно проводится лечение и профилактики, тем лучше результаты уровня состояния здоровья этой группы населения. Так, число отнесенных к 1-2 группе здоровья у лиц, проходящих постоянно периодические медицинские осмотры в 2 раза выше, чем, например, в бюджетной сфере. Среди выявленных патологий лидируют болезни органов кровообращений, болезни глаза, мочеполовой системы, костно-мышечной системы.

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

1. Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи

За 2006 г. в Федеральные центры направлено 930 пациентов из Удмуртской Республики. В 2007 году Удмуртская республика заявлена в федеральном заказе на оказание высокотехнологичных видов помощи по таким направленииям, как сердечно-сосудистая хирургия, эндопротезирование тазобедренных суставов, пластика кисти, офтальмология



Назад в раздел